Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 18:51

Мой сайт

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Традиции русского народа. Сарафан и кокошник

Исследовательский  проект

«Кокошник»

Оглавление

1. Введение…………………………………………………….. 2

2.Основная часть………………………………………………. 3

  2.1  Краткая история головного убора……………………… 3

  2.2 История происхождения кокошника …………………… 4

  2.3 Что из себя представляет кокошник …………..……….. 5

  2.4 Изготовление кокошника ……………………………….  6

  2.5 Использование кокошника раньше и сейчас  …………  7

3. Заключение …………………………………………………. 9

4. Библиографический список ……………………………….. 11

5. Приложения ………………………………………………… 12

Введение

Современная мода вытесняет элементы старинной одежды из наших гардеробов. В нашей школе мы  мы создавали исследовательский проект, там мы увидели русский костюм (сарафан), но не хватало  головного убора. Тогда мы решили узнать,  как выглядел головной убор? Что носили  девушки по праздникам и в обычной жизни? Мы решили найти ответы на эти вопросы. Именно это послужило мотивом выбора такой темы.  Очень важно изучать и помнить историю нашего края, поэтому с удовольствием взялись за эту работу. А ещё мы, как и все дети, очень любим смотреть фильмы-сказки. Просматривая иллюстрации к сказкам, художественные фильмы-сказки, всегда обращаем внимание на красоту русской женщины. Именно в сказках,   видели, что герои русских народных сказок ходят в красивых костюмах. А у девушек очень красивые короны, как нам объяснила учительница, что это не корона, а кокошник. Русские кокошники  всегда вызывали восхищение. Такие разные, нарядные…Нам захотелось узнать о них, как можно больше.

Цель  работы: исследовать происхождение слова кокошник, а так же значение кокошника в русском народном костюме.

Задачи:

-собрать и изучить научную, историческую, художественную литературу по теме исследования;

-отобрать необходимый материал, проанализировать его и описать;

-выяснить значимость кокошника для русского  народа;

-рассмотреть разнообразие, устройство и традиции ношения кокошника;

-изучить способы изготовления кокошника и изготовить кокошник.

Актуальность данной темы заключается в том, что нам необходимо изучать русский народный костюм,  т.к. познакомившись с основными его элементами и частями можно более ясно представить себе, как жили наши предки, ведь это часть нашей истории, которую мы должны знать.

   Наша гипотеза состоит в том, что, знания о культурных традициях русского народа, через изучение и изготовление кокошника, повысит наш уровень знаний о жизни, обычаях и традициях наших предков.

   Нас интересует вопрос «Есть ли кокошники в современном мире?»

Методы исследования: поиск информации в книгах, сети Интернет,  опрос родителей, одноклассников, бабушек .

Объект исследования: русский головной убор - кокошник

Краткая история русского головного убора

Одежда россиян имела много интересного и в каждой области России имела свои особенности и отличия. Одежда делилась на мир верхний и мир земной. Головной убор – мир верхний, одежда от плеч до пола – мир земной, в котором обитает человек. Одежда должна была защищать человека не только от холода и жары, но и оберегать от воздействия недобрых сил.  Об этом рассказали книги.

Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения – сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Не нарушая традиций общества, человек стремился хоть чем-то выделить себя внешне.Без головного убора комплект одежды был бы неполным и согласно обычаю древних восточных славян даже и не мыслился. С непокрытой головой, "простоволосой", женщина не показывалась ни на людях, ни на улице, ни даже дома. Формы и украшения головных уборов были изумительно красивы, эстетически оправданы и в каждой местности разнообразны. Они делились на девичий и женский головной убор. Термин "женский" на народном языке означает "бабий", то есть принадлежащий замужней женщине. Основной тип женского головного убора состоял из кички или сороки, кокошника и богатого набора платков, шалей и подшальников.

 В течение длительного времени складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать свои волосы. В русской речи мы порой слышим  слово «опростоволоситься», то есть опозориться. Поэтому, сорвать с женщины головной убор, считалось самым грубым оскорблением.

Так издревне все женские головные уборы были разделены на девичьи и для замужних женщин.До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы. С детства девочки носили на голове простые тесемки, сделанные из материи.

Еще одним головным убором наших прабабушек был кокошник. О нём мы и решили узнать как можно больше. Из рассказов наших бабушек мы узнали, что изначально кокошник был праздничным головным убором замужней женщины. Позднее кокошники стали носить и незамужние девушки, у них верх убора останется открытым.

Опросив одноклассников, родителей и бабушек мы смогли понять, что родители и бабушки знакомы с головными уборами русских женщин, а одноклассники знают о них мало. Большая часть сверстников указывают только платки.

История кокошника

Одним из красивейших и оригинальных женских головных уборов на Руси был кокошник. Кокошник - народный головной убор, знакомый многим по русским народным сказкам. История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто.

Мы узнали, что этот головной уборбыл завезен к нам в глубокой древности, но за сотни лет так переработан, переосмыслен на местный манер, что обрел в конце концов свою форму. В разных селах он имел некоторые различия, главным образом, по высоте и украшениям. Если кичку и сороку делала для себя, для дочери или внучки каждая женщина, то кокошник изготовляли только редкие мастерицы. Шился он из золотого галуна, реже из парчи и украшался цветными узорчатыми лентами, вышивкой разноцветными нитками, золотым шитьем, жемчугом, бисером, блестками, цветными пуговками-каменьями, павлиньими перьями и другими декоративными материалами. Шились кокошники мастерицами Верхнего Мамона и Павловска, а в селе Солдатском Острогорского района и в Репьевском районе их шьют и поныне. Высота кокошника в различных селах была разная: от 12 до 16 сантиметров в лобной части. Имелся он не в каждой семье, и носили его только по праздникам.

На что похож кокошник? Кокошник похож на луну, корону, купол, чашу, на крышу дома… - такие ответы дали мы.

Информация об истории кокошника из энциклопедий, научно-познавательной литературы и ресурсы Интернет.

  Кокошник – старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто. По мнению учёных, кокошник известен со времён Древней Руси (с 17 века, когда впервые задокументировано употребление слова).

Впервые, само название,  «кокошник» встречается в документах 16 века. Слово «кокошник» происходит от древнеславянского слова «кокош», означающего курицу-наседку или петуха.

  Тем не менее, уже в погребениях Новгорода, относящихся к X-XII веку встречаются, некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.

   Кокошники считаются  головными уборами замужних богатых женщин, учёные полагают, что крестьянки того времени вместо них предпочитали носить убрусы и сороки.

С кокошником связано много поверий, ритуалов и обрядов языческого происхождения. Девушка после венчания  расплетает одну косу и заплетает две, которые прячет под подзатыльником кокошника, кички или сороки. В этот красочный и трогательный обряд входит прощание с девичьей красотой, девичьей вольной волюшкой, с открытыми для солнца волосами, которые теперь на всю жизнь будут спрятаны под кокошником, кичкой или сорокой. Во многих воронежских селах кокошник переходил по наследству от старших сестер к младшим, от них - к внучкам и внучатым племянницам. Хранился он обернутым в материю в сундуках как семейная реликвия.
Сам процесс надевания кокошника на голову молодой был праздником. Просватанные девушки и девушки на выданье носили кокошники, которые ничем не отличались от женских кокошников.

Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям. В Центральных районах России были треугольные,кокошники, напоминающие полумесяц, на севере – однорогий конус («шишак»), в южных – двурогий. Твёрдая часть кокошника часто пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника могли украшать жемчугом, бисером и цветным стеклом в металлической оправе, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи.

   Кокошники также украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб.

Что из себя представляет кокошник

Во время исследования темы мы узнали, что в каждой губернии была своя форма кокошников.

   Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых, к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты. Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами , речным жемчугом, золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых- драгоценными камнями. Вышивка золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть. Имел матерчатое дно. Сзади кокошник  фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены спадающие на плечи жемчужные нити, сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. Главная часть кокошника – гребень, сверху он украшался орнаментами-оберегами, которые являлись символами супружеской верности и плодородия.

Форма кокошников в разных регионах довольна разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, а висках и т.д. Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, позатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу-кокошник.

По конструкции выделяют четыре вида кокошников :

1. Однорогий кокошник. Обычно имел бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей.

2. Кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном. Имел небольшие лопасти прикрывавшие уши, позатыльник-полосуткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь-жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним. Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее.

3.Кокошник с плоским овальным верхом (см приложение). Имел выступ над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником.

4. Двугребенчатый, или седлообразный кокошник – с высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем. Надевался обычно с налобником- узкой полоской ткани, завязывавшейся вокруг головы.

                                Изготовление кокошника.

Изготавливали кокошник в городах, в больших селах и монастырях специальные мастерицы-кокошницы.  Продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках и делались на заказ. Стоили очень дорого. К ним, как, впрочем, и ко всему костюму относились бережно, передавая его из поколения в поколение. Кокошники считались большой семейной ценностью.

Секрет пошива «плоского» кокошника прост: он шьется с задником, этакой «шапочкой», на которой собственно, и держится. На задник также иногда сажают большие декоративные банты.

Сначала из плоского или склеенного в несколько слоев картона вырезается силует, он же передняя, впоследствии украшаемая часть кокошника. Надо, кстати, сразу решить, будете ли вы сначала шить или украшать – в зависимости от вида украшений. Внутренняя его дуга вырезается сначала в газетном эскизе, оптимальная форма находится опытным путем. Затем наступает очередь выкроек, самая кропотливая часть работы.

Выкройки состоят из кальки передней стороны, «лица» кокошника, длинного полотнища верха и «спинки». Все в 2-х как минимум экземплярах. На рисунке

обозначены линии, по которым снимаются мерки. Крест- это приблизительная «верхушка», угловая точка головы. На практике расстояние вверх и вниз от него приблизительно равно. (При этом если назад меряется на уровне ушей, то вперед почти на уровне лба, ведь посадка кокошника низкая.)Удобнее всего сначала по первым замерам отдельно сшить «на живую нитку» задник, а потом, надев его на голову, подогнать, подкладывая по ходу булавками – такого происхождения острый вырез, обозначенный на раскрое верха пунктиром. Подогнанный, его можно сразу же прострочить.

Затем плотно натянув уже готовый задник, на него надеть картонную основу и провести мелом по контору прилегания ткани к картону. ( Это легко сделать перед зеркалом). В результате на длинном полотнище верха получится овальная выемка. Ее можно вырезать и запрятать в швы, а можно оставить «козырьком», закрывающим часть лба ( но тогда будет немного труднее пришивать переднюю часть).

Задник шьется как минимум в два слоя ( если ткань очень плотная,  можно и в один, но придется прятать изнанку), при тонкой ткани или очень тяжелом верхе (например, в изобилии украшенном каменьями) – в несколько слоев.

Лицо кокошника бывает самой разнообразной формы и зависит только от фантазии автора. Из основной ткани по готовому картонному силуэту вырезается 2 детали ( не забудьте припуски на швы). На заднюю часть подкладку делать не обязательно, но для лицевой это просто необходимо. Будет ли кокошник украшен вышивкой и бисером или стразами и каменьями – на подложке все это будет смотреться гораздо лучше. В качестве таковой хорошо, например, использовать фланель- она толстая и мягкая, к тому же ее можно не сильно, чтоб не топорщилась, простегать и обойтись без швов по краям. Если основная ткань тонкая и просвечивается, подложка должна быть в тон или белая.

Затем подложку пришивают к основной лицевой ткани по контору (не заходя на территорию шовных припусков), и по краю внутреннего контура пришивается внутренний задник. Ту же операцию проделывают со вторым экземпляром. Разница лишь в том, что здесь для подложки хватит одного слоя. Чтобы края материала не топорщились, его лучше не подшивать, а обметать «зигзагом».

Обе части «лица», вывернутые на изнанку прошиваются по всей длине дуги кокошника: с одной стороны – от верхушки ( центра) вниз и до нижнего угла, а с другой – так же, но загибая за этот угол и включая нижнюю часть, до самого начала задника. Далее вся «лишняя» ткань швов выводится на заднюю часть, где тщательно расправляется и маскируется за подложкой. Это же – последний момент проследить, так ли все сделано.

После этого можно вставлять внутрь картонную основу и вручную дошивать нижнюю часть второй дуги. Если сшить низ сразу с обеих сторон, ее будет трудно вставить, и можно даже погнуть. Вручную, но очень тщательно прошивают и оба задника на внутренней дуге кокошника. Низ задников можно прострочит и на машинке.

Использование кокошника раньше и сейчас

Мы сегодня воспринимаем кокошник, больше как головной убор Снегурочки. А ведь с 19 века до 1930-х годов он был довольно популярен даже у светских дам. Самый пик моды на кокошник пришелся на 1920-е годы, когда его носили практически все. Долгое время кокошник был частью не только народного костюма. Его носили царицы, боярыни и боярышни .

Но с приходом к власти Петра I, народный костюм у знати был заменен на европейский, и кокошник был возвращен в женский придворный костюм лишь Екатериной II в XVIII веке. Дальше – больше. В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником.

Есть версия, что первую тиару в стиле "кокошник" заказала сестра Марии Федоровны Александра Датская после того, как та стала русской императрицей.

Но русский кокошник не был забыт и в наше время. Современные кутюрье и мир моды давно не могут обойтись без русского кокошника — подкупающее сочетание роскоши и простоты заставляет снова и снова обращаться к этому символу русского традиционного костюма, придавая ему новые формы.

Его широко используют фольклорные, театральные и хореографические коллективы.

В современных интернет-ресурсах наша педагог Юлия Андреевна общается с художниками, которые создают кокошники. Есть даже мужчина, который использует шитье, трунцал, жемчуг и придерживается традиционной технологии создания кокошника. Каждое занятие педагог показывала нам короткие видео и работы этих мастеров. Вот некоторые имена и студии, которые создают кокошники:

-kokoshnik_jar_ptitsa;

-skayamaria;

-j.nikadimus Юханн Никадимус.

 

 Мы  посетили виртуальные мастерские и музеи и изучили литературу. Для выяснения актуальности кокошника в наше время, было произведено анкетирование.

Заключение

Кокошники – это головные убору 17-19 века, но своим разнообразием и вышивкой и сейчас заставляет нас восхищаться. Они создают настроение праздничности и веселья. Народные мастерицы умели превращать обычную вещь в произведение искусства. При этом они старались добиваться разнообразия и неповторимости декора. Коллекции русских головных уборов, хранящиеся в музеях, открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Анализируя историю кокошника, можно заключить, что в любом народном костюме должно проявляться черты национального и традиционного, что делает его роднее, ближе, дороже.

Оказывается кокошник – это не предмет истории (как мы думали), наоборот, в современной моде он имеет место быть! И это прекрасно! Как великолепно его обыгрывают законодатели мод! Мы ознакомилась с основными элементами народной одежды, женскими головными уборами. Узнала историю возникновения женских головных уборов и их отличительными особенностями. Изготовила своими руками головной убор. Работа по изготовлению кокошника, помогла нам ближе познакомиться с историей «русских женских головных уборов XIX в - XX в.».Работать над этой темой нам было очень интересно.

«..Национальная одежда дает человеку ощущения единства со своим народом, устанавливает связь через века с прошедшими и грядущими поколениями, вплетает личность в узор вечности.» Прот. А. Аверьянов пишет: «Жив народ и нация не исчезнет, пока поют люди народные песни и носят национальные одежды, пока обращаются они с молитвой к Богу.»

Так можно образно выразиться, именно кокошник, именно богатейшее наследие древней Руси - наши корни!

 

В ходе работы мы познакомились с традициями, обрядами, культурой русского народа. Также изучили технологию изготовления русского народного кокошника, изготовили кокошник для школьного музея.

   Таким образом, считаем, что цель достигнута, гипотеза наша подтвердилась.

Библиографический список

1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство «Паритет» Санкт-Петербург, 2004г.

2. БрупАю, Пильке М. История костюма с древности до нового времени. М., 1997г.

var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz