ГЛАВА II. НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Жанр натюрморта изобразительного искусства
Сквозь призму времени
Постараемся окинуть взглядом долгую и сложную историю развития натюрморта. Всегда ли натюрморт был таким, каким мы видим его сегодня? Как он возник и развивался?
Появился жанр натюрморта в Голландии в XVII веке. Но некоторые элементы этого жанра можно встретить значительно раньше. Например, в жанровых мозаиках, стенных росписях и рельефах Древнего Востока и античности широко использовались изображения гирлянд, фруктов, овощей и даже отдельных предметов : монет, письменных приборов, сосудов.
Знаменитый древнеримский ученый и писатель Плиний Старший в своей "Естественной истории" описывает спор между греческими живописцами Зевкисом и Паррасием : кто правдоподобнее изобразит действительность? Зевкис с удивительным мастерством написал на своей картине виноградные гроздья и оставил ее на - террасе. Слетевшиеся птицы, обманутые виртуозным искусством художника, пытались клевать спелые, сочные ягоды. и все же победа досталась сопернику : Паррасию своей искусностью удалось провести самого Зевкиса! На стене своей мастерской Паррасий изобразил занавес. Зевкис, принявший его за настоящий попытался его отодвинуть и ... проиграл спор. К сожалению, эти и подобные им изображения античного времени до нас не дошли, и знаем мы о них лишь понаслышке. Хотя сам принцип точной имитации видимых предметов позже будет неоднократно входить в моду.
Первой из дошедших до нас картин, которую мы по праву можем отнести к жанру натюрморта, является работа итальянского художника Караваджо. Его "Корзина с фруктами", 1590 - е годы, написанная по заказу кардинала Федерико Борромео, является прообразом жанра, еще не существовавшего в то время, но вскоре ставшего одним из самых популярных.
с XVII века натюрморт утверждается как самостоятельный жанр, наряду с бытовый жанром, интерьером, пейзажем... В Голландии, Фландрии, Италии и других странах Западной Европы проявляется интерес к повседневной жизни человека, его вкусам и пристрастиям; таким образом, материальный, предметный мир наполняется новым содержанием. при этом каждая национальная художественная школа вкладывает свои смыслы в проблему значимости материального и духовного в жизни человека. Ярким примером в этому служат различные по характеру и мировосприятию, но возникшие в одно время и в одинаковых географических условиях натюрморты фламандских и голландских художниках.[4]