Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 30.04.2024, 17:55

Мой сайт

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2015 » Март » 15 » Нетрадиционные техники рисования по программе Неменского Б.М.
11:29
Нетрадиционные техники рисования по программе Неменского Б.М.

Одной из задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в младшем школьном возрасте. Поэтому большое внимание в учебно-воспитательном процессе нужно уделять развитию творческого воображения.

Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию...», «вообрази, что ты...» или «ну придумай же что-нибудь!» Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение - своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.

Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое).

Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность). Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание.

Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна. Проблемами становления и развития воображения в дошкольном возрасте занимались такие отечественные ученые, как: О. М. Дъяченко, Л. С. Выготский, А. И. Кириллова, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая и др. Они отмечали, что младший школьный возраст является сенситивным для развития данного психического процесса и указывали на особую важность работы в этом направлении.

Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам обучения и воспитания основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес младших школьников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Младший школьный возраст является сенситивным для процесса воображения как основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей педагогов является создание благоприятных условий для его развития, и в первую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественной.

Сенситивность младшего школьного возраста для развития творческого воображения и высокие коррекционные возможности нетрадиционных техник изображения определили выбор темы опыта.

Объект опыта – средства развития творческого воображения детей.

Предмет опыта – нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения.

Исходя из этого, я обозначила Цель своей работы: создание педагогических условий для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Задачи опыта:

Проанализировать современное состояние вопросов развития творческого воображения и изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческого воображения у детей средствами нетрадиционных техник рисования.

Выявить эффективность работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник рисования.

Гипотеза опыта: если на уроках изобразительного искусства использовать нетрадиционные техники рисования, то это способствует развитию воображения обучающихся и ведет к более осмысленному усвоению знаний.

 

Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребёнка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т. е. способствует развитию у детей творчества.

Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на уроках изобразительного искусства, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

В истории школьной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности младшего школьника. Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике обучения и воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Что касается детского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т. п.

Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения младших школьников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка и рисование. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.

Анализ процесса детского изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, следовательно, требуется специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений.

В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Уроки изобразительного искусства развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает перейти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

В рисовании, как и во всякой орудийной деятельности, закреплен общественно-исторический опыт людей. Нужно, чтобы ребенок правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого, который раскрывает перед ним этот опыт. К. М. Лепилов отмечал, что педагог должен оказывать детям помощь в овладении различными материалами, в приобретении навыка общения с ними. Е. А. Флерина, видный педагог в области художественного воспитания, рекомендует показать правильные приемы, но только в крайних случаях, в основном представив детям возможность самим находить эти способы и приемы, приспособиться к инструментам. Так же она считала необходимым научить ребенка осмысленно пользоваться техническими приемами и различными техниками, будь то карандаш, краски, губная помада, тушь и т. д.

Н. П. Сакулина отмечала, что “…качество изображения предметов объективного мира на каждом возрастном этапе обусловлено восприятием и техническими умениями изображать. При условии наличия систематической и рисовальной деятельности под руководством взрослых с возрастом постепенно улучшается и углубляется способность зрительного анализа изображаемых предметов и техника их изображения”.

Если в детстве ребенок смело берется за кисть, то подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!» Это ситуация, с которой сталкиваются все воспитатели, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценкой посторонних людей. Почему же так происходит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной деятельности, который заключается в следующем: ребенку навязывают определенные штампы и стереотипы; исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии. И еще одна причина – боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для рисования.

Чаще всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краски и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку все возможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет, обращаясь в детство, вспоминаем, какое значение каждый ребенок придает своим драгоценностям – камушкам, гвоздикам, цветным стеклышкам и т. д. Первым попавшим камушком, стеклышком пробует нарисовать что-то.

Между тем, бытует мнение – ребенок в младшем школьном возрасте обязан научиться считать, читать, логически мыслить, но совсем не страшно, если он не умеет рисовать деревья, не может представить себе оттенки весеннего неба или рассказать об узорах народных росписей и костюмов.

И вот первый ребенок в первом классе, и что же происходит там? Учителя проверяют, знает ли ребенок буквы, умеет ли считать.…Ни один из них не спросит, умеет ли малыш рисовать. Бесконечно жаль, что общеобразовательные школы, в большинстве своем, не учат детей рисовать, выпускают во взрослую жизнь людей, которые не ходят на выставки и в галереи и вообще строят свою жизнь вне искусства. А между тем…Леонардо да Винчи был не только математиком и изобретателем, но и величайшим художником. Законы Ньютона люди знают, а то, что он первым создал классификацию цвета, не знает почти никто. Гете писал стихи, но он же создал цветовой круг, которым до сих пор пользуются художники и искусствоведы.

Бидермайер был военным и создал свой стиль в интерьере и мебели, который так и называется – стиль Бидермайера. Вот примеры всесторонне развитой личности.

А формирование всесторонне-развитой личности начинается с младенчества. Значит, в дошкольном учреждении такая работа должна начинается в раннем возрасте.

Возможность представления заданий через изобразительную деятельность, которая наиболее доступна для младшего школьника, способствует активизации творческого мышления и воображения, раскрытию творческих способностей и изучению внутреннего мира ребенка.

Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника, т. к. воображение способно создавать из опыта других людей новые образы. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах, тем более творческой будет его учебная деятельность.

В нашей школе в начальных классах уроки изобразительного искусства ведутся по программе Б. М. Неменского. Мною разработана «Рабочая программа по изобразительному искусству». В программе Б. М. Неменского большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционной.

Детское изобразительное творчество можно рассматривать, как сознательное отражение ребенком окружающей среды на основе накопленного и переработанного им опыта, как способа создать и выразить свое отношение к нему.

Для меня ситуация изменилась, когда у меня появились уроки в начальной школе. Передо мной встала проблема: найти методы и способы ведения урока и преподнесения учебного материала, которые предлагают создание условий, обеспечивающих детям полноценный психологический комфорт и всестороннее развитие. Необходима иная методика общения с детьми младшего школьного возраста для развития творческих способностей детей. Эта методика должна быть отличная от привычного нам показа, рассказа, объяснения, повторения и т. д. использование различных типов мотиваций, усиление внимания к свободной самостоятельной деятельности и эстетическому воспитанию детей позволили решить многие проблемы, возникающие на уроках изобразительного искусства.

Считая главным поиск новых подходов к развитию творческих способностей, фантазии детей в изобразительной деятельности я решила использовать нетрадиционные приемы рисования.

Для меня самым сложным были первые года, т. к. необходимо было изучить материал по данной теме, подобрать и опробовать самой необходимые техники, выстроить связь определенной техники с темой урока. Приходилось пробовать, экспериментировать. Было непривычным увидеть пятна всевозможных форм и оттенков, которые для детей были мишками в берлоге, лисой, которая прячется за красными деревьями, поэтому ее не видно. Ели были красного цвета с глазками. Это трудно было считать достижением. Ведь дети рисовали, что хотели и как хотели. Я, в свою очередь, демонстрировала ученикам способы рисования, приемы работы с разными инструментами, демонстрировала, как можно смешивать разные техники в одном рисунке. Далее учащиеся фантазировали сами: смешивали краски на палитре, называли получившиеся оттенки и т. д. Обучая детей, я училась по-другому воспринимать детские рисунки, в которых дети смогли творчески проявить свое отношение к миру.

Младшие школьники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыгрывать в ролевой игре, инсценировке различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно научить. Необходимо развить в ребенке, прежде всего, чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного подкреплено участием ребенка в создании красоты, то в ребенке формируется восторженность. Чтобы привить любовь к рисованию, вызвать интерес к изобразительному искусству, развивать его творческие способности, фантазию, я использую нетрадиционные способы изображения. Такие методические приемы рисования доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов художественных материалов, удивляет своей предсказуемостью.

Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе…на листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не заслуженная радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – все это моё!»

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ученики учатся преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится.

Я считаю то, что близко и понятно ребенку, может помочь ему раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, побороть свою нерешительность. И любой новый материал, и каждый приобретённый навык – предметы гордости ребенка.

Даже тонирование листа можно превратить в увлекательную игру с детьми, если смять бумагу и сделав из нее жесткий тампон, обмакивая его в краску, заполнив весь лист. Очень увлекательно тонирование целлофаном. Необходимо нанести на него краску, а затем раскрашенный целлофан наложить на лист и разгладить. Фон готов. Очень нравиться учащимся накладывать окрашенный лист бумаги (по-мокрому) на чистый лист. Рассматривая полученный эффект, дети определяют: на одном можно рисовать утро, на другом – вечер. Еще мы тонируем цветным мелком, поролоном.

Каждый из нетрадиционных материалов, которые могут быть предложены детям, имеют свою специфику, изобразительные возможности. При применении различных материалов педагог должен, сначала тщательно продумать и предполагаемую технику работы, и ожидаемый результат, чтобы учащиеся поняли различие между ними и могли в дальнейшем использовать их для создания выразительных, творческих рисунков.

Самое увлекательное в процессе рисования – волшебство. Очень интересен в этом плане прием кляксографии. На глазах второклассников я капала на листы бумаги гуашью (лучше тушью), предлагала им подуть в трубочку для коктейля, «погонять» капельку по листочку, поворачивая его. Дети наблюдали, как сливаются цвета.

Поворачивая и рассматривая то, что получилось, дети проявляли свою фантазию, дорисовывали только мелкие детали. Получались интересные работы – драконы, салют, рыбки, зайчики и т. д.

Теперь я расскажу о применении нетрадиционных техник на уроках изобразительного искусства в соответствии с темами календарно-тематического планирования в 1-4-х классах.

В Первом классе, на уроке по теме “Мастер изображения учит видеть”, дети работают акварелью или гуашью, изображая сказочный лес. На этом уроке я применяю технику “Печатка”, что помогает сделать урок волшебным. Заранее дома или перед уроком я вырезаю из картофеля разные формы: треугольники, квадраты, сердечки, ромбики; дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и …выполняют свой рисунок на заданную тему. Работу можно вести по группам и коллективно (в зависимости от наполняемости класса), так как печаток немного и ими пользуются все.

Техника “Притирание” также дает неожиданные результаты. Только тут нам для выполнения задания понадобятся цветные карандаши. На урок необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т. д. Это очень интригует ребят. Они задают вопрос: зачем на уроке рисования нужны все эти предметы, и как они нам помогут в работе? А все очень просто. Накрываем предмет листом альбомной бумаги (например, монету), придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами.

На уроке по теме “Изображать можно пятном” применяем черно-белую технику “Монотипия”. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше тушь или гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Свернем лист пополам, хорошо прогладим, раскроем и дадим просохнуть. Задание: внимательно посмотрите, на что похоже ваше пятно и дорисуйте его! 

На уроке “Узоры на крыльях” возможно использование цветной техникой “Монотипия”. Все изображения сначала из-за симметрии похожи на бабочек. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Сложите лист пополам или под углом и хорошо прогладьте. Раскроем лист – и о чудо, там уже готовая бабочка, вам только нужно дорисовать узоры на крыльях.

На уроке “Красивые рыбы” уместно будет применить технику “Печать со стекла”. Я вместо стекла использую обычный файл. Эта техника поможет ребенку быстро “нарисовать” водное пространство, в котором и будут жить его рыбки. Стекло (файл) произвольно горизонтальными мазками закрашиваем голубой и синей акварелью, можно сразу сделать 2-3 вертикальные зеленые полосы, имитируя водоросли. Приложить чистый лист бумаги. Аккуратно прижать. Отпечатавшийся рисунок просушить. Далее дорисовать по плану. 

Во Втором классе на уроке “Наши друзья – птицы” так же можно использовать уже знакомую вам технику “печать со стекла”. Только теперь вам придется изобразить на куске стекла фрагмент дерева: несколько веток и листья. Так же сделать оттиск, дать ему высохнуть и приступать к рисованию птиц. 

На уроке “Сказочная птица” возможно использование нетрадиционную технику “Ниткография”. Для работы мы берём обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускаем в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно), кладём их на чистый лист бумаги. Лист сворачиваем, сильно прижимаем рукой а ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета.

Нетрадиционную технику “Рисование по фольге” можно применить на уроке по теме “Обитатели подводного мира”. Рисунок наносится гуашью с добавлением клея ПВА. Цвет фольги подбираем по замыслу: голубую, синюю, фиолетовую, зеленую и т. д. Для изображения подводного животного, необходимо сделать рисунок, а потом “передавить” его на фольгу и разукрасить. 

Урок во втором классе на тему “Кружевные узоры” можно выполнить в технике “Граттаж”. Непростым в выполнении этого задания, будет то, что необходимо выполнить предварительную работу. Старшеклассникам даётся задание приготовить листы для работы второклассников. Лист бумаги натирается воском. Гуашь смешивается с тушью или мылом, и в несколько приемов, лист закрашивается. Самым интересным является то, что рисовать узор необходимо сразу и исправить уже ничего нельзя. После такой работы ребята становятся более уверенными.

На уроке “Четвероногий герой” для выражения характера изображаемых животных используем технику “Тампонирование”. Для выполнения этой техники из кусочка бумаги необходимо сделать тампон. Опустив его в краску нанести на приготовленную бумагу продуманный рисунок. С помощью тампона можно нарисовать небо, траву (ближе – дальше), листья деревьев, животных. 

Тему “Человек и его украшения” можно разнообразить, если применить при выполнении украшения одежды бисер (на клей), макаронные изделия, цветную бумагу, перья, кусочки ткани и шерстяных ниток, бусинок. Работы получаются яркими и интересными.

Урок “Поле цветов” я предлагаю выполнить в технике “Обрывной аппликации”. Аппликация выполняется как обычно, только все лепестки цветов и листья выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук. Клеится только кончик обрывка. 

В Третьем классе на уроке “Красота букетов из Жостово” можно выполнить коллективную работу в технике “Мятая бумага”. Из кусочков цветной или выкрашенной в необходимый цвет бумаги вырезаем лепесток цветка. Вырезанную деталь сильно сминаем, разворачиваем и собираем при помощи клея в нужный вам цветок. Собранные цветы располагаем в виде узора на черном фоне. 

На уроке “Мамин платок” применима техника холодного батика. Для выполнения работы вам понадобится небольшой кусочек накрахмаленной ткани. У ребят очень сильная мотивация, они расписывают платок для своей мамы. Работа ведется гуашью с добавлением клея ПВА.

К уроку “Букет цветов” необходимо собрать и высушить цветы и листья, интересные по форме и цвету и выполнить коллективную работу в технике “Флористика”. Соприкосновение с природой подарит учащимся новые впечатления и чувства, что положительно влияет на эмоциональную деятельность детей, а коллективная деятельность над созданием творческой работы закрепит доброжелательное отношение в классе.

Урок на тему “Натюрморт” можно провести при помощи “Лоскутной техники”. Можно сделать любой натюрморт, вырезая из ткани необходимого вам цвета и фактуры задуманные предметы быта, посуду и цветы. Попробуйте и вы! Уверяю вас, и вы и ваши ученики получите огромное удовольствие.

“Портрет друга” можно разнообразить, если выполнить “Картину из полос бумаги”. Для этого необходимо на листе бумаги карандашом нарисовать портрет. Приготовить из бумаги ленты по 1 см шириной на всю длину листа. Карандашные линии промазать клеем “Момент” и быстро поставить на линию бумагу, немного придерживая для сцепки. После приклеивания всех полос, портрет можно аккуратно разукрасить, стараясь не пачкать вертикально стоящие полосы бумаги. 

Урок на тему “Музеи народного декоративного искусства” можно провести при помощи “Коллажа”. Для этого мы берём иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства. На уроке ребята сами вырезают необходимые им предметы и при помощи клея создают коллаж на любую тему: “Дымковская игрушка”, “Русская матрешка”, “Гжель”, “Хохлома” и т. д. Такие коллажи могут в последствии служить прекрасным наглядным материалом.

В Четвертом классе урок по теме “Пейзаж родной земли” можно предложить детям выполнить в любой, изученной ими ранее нетрадиционной технике на выбор: это может быть “Ниткография”, “Обрывная аппликация”, “Флористика”, “Гратаж”. Можно вспомнить и “Печать со стекла”, но теперь на стекло (файл) нанести зеленую траву, небо, а пустые белые места, которые останутся на небе, будут облаками. Деревья и все необходимое для задуманного пейзажа они дорисуют позже, когда высохнет бумага. Можно применить технику “Коллажа” и даже выполнить “Картину из полос бумаги”. А если кто-то выполнит пейзаж при помощи аппликации из ткани или макаронных изделий, то выставка работ в конце урока заменит любой музей “Нетрадиционных техник”.

На уроке в четвертом классе, рисуя портрет русской красавицы, мы обращаем внимание на её головной убор. Если во втором классе мы применяли аппликацию из бисера как украшение народного костюма, то, выполняя задание по данной теме, можно особое внимание учащихся обратить на цветовое сочетание или узор, выполненный из бисера в технике аппликация. Головной убор, выполненный таким приемом, смотрится богато украшенным, как настоящим.

“Япония. Праздник цветения хризантем. Праздник сакуры” Это третий урок о Японии, поэтому ребятам можно предложить выполнить панно цветущей сакуры из “Цветного воска”. Для данного урока понадобится цветной картон, свеча и гуашь. Свечку нарезаем небольшими кусочками, разминаем их до эластичного состояния, расплющиваем и капаем в середину краску необходимого цвета, например, коричневого. Разминаем, пока воск не станет цветным, и лепим его на картон там, где будет ствол или ветка дерева, как бы растирая его. Также поступаем с листьями и цветами. 

Тему “Образ художественной культуры Средней Азии” можно раскрыть через изображение города в пустыне с помощью свечки или восковых мелков. Нарисовать необходимо только город вдалеке, и после этого закрасить весь лист желтым цветом. Вы увидите, как проявится город на вашем листе, и будет похож на мираж в пустыне.

В своей работе я придерживалась основных положений Л. С. Выготского:

зависимость от жизненного опыта, потребностей и интересов;

способность комбинировать элементы воображения и упражнения в этой деятельности;

воплощение продуктов воображения в материальную форму;

зависимость от технического умения и традиций (образцов творчества, которые влияют на человека);

эмоциональная зависимость.

Также, по ходу работы, я выясняла, что творческое воображение формируется только в творческой деятельности. Следовательно, необходимо так выстраивать занятия, чтобы они стимулировали детей к творческой деятельности, которая в свою очередь будет развивать и творческое воображение.

Педагог должен придерживаться следующих принципов, развивая воображение:

Создавать проблемные ситуации, требующие творческого решения.

Обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давать прямых инструкций, помогать действовать независимо.

На основе тщательного наблюдения определить сильные и слабые стороны детей.

Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Не торопиться с суждениями о результатах творчества детей.

Предлагать детям решить свои проблемы творчески. Пробовать разные варианты решения творческих задач.

Педагог должен сам иметь «творческую» жилку.

Сформировать мотивацию. Стимулировать воображение вопросами.

Активно использовать в своей работе нетрадиционные техники рисования как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В качестве такой творческой деятельности я выбрала изобразительную, так как в младшем школьном возрасте она существенно влияет на их развитие, доступна и очень увлекательна для детей в данный возрастной период. Изобразительное искусство не только расширяет кругозор детей, знакомит их с навыками работы с художественными материалами и прививает определенный круг умений, но и активно способствует развитию у них творческого воображения и нестандартному решению поставленных задач.

По данной проблеме для выявления зависимости развития воображения от изобразительной деятельности мною были изучены и проведены методики П. Торренса, Е. Е. Туник, Богоявленской Д. Б.

Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является также создание условий для свободной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира.

Это необходимо помнить и понимать всем взрослым, соприкасающимися с детским творчеством.

Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость – радость творчества, удивления, единения с учениками.

7.Перспектива в работе:

1.Побуждать детей к самостоятельным творческим проявлениям в самостоятельной деятельности.

2.Наработать материал по развитию творчества детей средствами нетрадиционных техник в лепке, аппликации.

3.Привлекать родителей к участию в выставках совместного творчества с использованием нетрадиционных техник.

Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашей молодежи. Такие работы вызывают огромный интерес не только на уроках изобразительного искусства, но и во внеурочное время.

Просмотров: 1243 | Добавил: Andreevna0101 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz