№ п/п
|
Тема урока
|
|
Кол. часов
|
Тип урока
|
Оснащение
|
Элементы содержания урока
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
Вид контроля
|
Элементы дополнительного необязательного содержания
|
Истоки искусства твоего народа 8ч.
|
1-2
|
Рисование
на тему «Пейзаж родной земли».
|
|
1
|
Комбинированный
|
Презентация природы, мелки, гуашь, бумага
|
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства
|
Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению)
|
Самостоятельная работа
|
Основные и главные цвета, живописец
|
3
|
Образ традиционного русского дома (избы)
|
|
1
|
Комбинированный
|
Бумага, картон, ножницы, пластилин
|
Образ традиционного русского дома — избы. Изображение избы или ее моделирование из бумаги Конструкция избы и назначение ее частей — порядок, найденный трудом многих поколений. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения изб и их значение.
|
Уметь использовать различные художественные материалы
|
|
4
|
Украшение деревянных построек и их значение
|
|
1
|
Презентация «Деревянное зодчество», бумага, клей, ножницы, пластилин
|
Уметь передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении
|
Стилизация, колорит
|
5
|
Деревня - деревянный мир.
|
|
1
|
Гуашь, бумага, клей, ножницы
|
Создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги .
|
Уметь анализировать, создавать панно, живописные работы
|
Коллективная работа
|
Композиция, перспектива, название частей избы
|
6
|
Образ красоты человека(женский образ).
|
|
1
|
Презентация «Русский народный костюм», Гуашь, бумага, клей, ножницы
|
Изображение женских и мужских народных образов
|
Знать основные элементы изображения человека в движении
Уметь изображать человека в движении, различать основные и составные, теплые и холодные цвета
|
Самостоятельная работа
|
Пропорции
|
7.
|
Образ красоты человека(мужской образ).
|
|
1
|
|
|
|
8
|
Народные праздники
|
|
1
|
Комбинированный
|
Гуашь, бумага, клей, ножницы, презентация «Народные гуляния»
|
Использование различных художественных материалов: гуашь, акварель, карандаш. Выполнение композиционного центра: расположение группы предметов на плоскости листа бумаги
|
Уметь выполнять наброски людей в движении; использовать новые и цветовые контрасты
|
коллаж, граттаж, пастель, языческие боги
|
Древние города твоей земли – 7ч
|
9
|
Древнерусский город крепость
|
|
1
|
комбинированный
|
Бумага, пластилин гуашь, клей, ножницы, картины крепостей
|
Образ древнерусского города — изучение конструкций и пропорций крепостных башен, постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина.
|
Знать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства аппликации
|
Самостоятельная работа
|
Архитектура,
архитектор, макет
|
|
10
|
Древние соборы
|
|
1
|
Бумага, клей, ножницы, презентация «Древние соборы Руси».
|
Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета
|
Уметь использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы
|
|
11
|
Древний город и его жители.
|
|
1
|
Тушь, перо, бумага, презентация по картинам Васнецова
|
Моделирование всего жилого наполнения города, завершение постройки древнего города.
|
Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы
|
|
12
|
Древнерусские воины защитники
|
|
1
|
комбинированный
|
Гуашь, бумага, презентации картин И. Билибина, В. Васнецова.
|
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.
|
Знать форму, конструкцию, соотношение размеров частей.
Уметь изображать человека
|
Самостоятельная работа
|
Образ художественный
|
|
13
|
Древние города Русской земли.
|
|
1
|
гуашь, кисти, бумага или мелки, презентация «Древних городов Руси»
|
Живописное или графическое изображение древнерусского города.
|
Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации
|
монотипия.
|
|
14
|
Узорочье теремов.
|
|
|
презентация «Древние палаты Московского Кремля» гуашь, кисти, бумага. |
Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства
|
Уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства
|
|
|
15
|
Праздничный пир в теремных палатах.
|
|
|
презентация «Древние палаты Московского Кремля» гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы |
Создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника) или индивидуальные изображения пира.
|
Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи
|
Коллективная
работа
|
контраст
|
|
Каждый народ – художник – 11ч
|
|
16
|
Образ художественной культуры Древней Греции.
|
|
|
Комбинированный
|
Презентация скульптур Древней Греции, гуашь, бумага
|
Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.
|
Знать основные признаки древнегреческой культуры.
Уметь передавать конструктивно строение.
|
Самостоятельная работа
|
скульптура
|
|
17
|
Храмы Древней Греции.
|
|
|
комбинированный
|
Презентация храмов Древней Греции, бумага, ножницы, клей, гуашь, пластилин
|
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма.
|
Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)
|
|
Древнегреческий ордер, Афинский Акрополь
|
|
18
|
Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.
|
|
|
Ножницы, клей, бумага, гуашь, пластилин. |
Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции
|
Уметь анализировать, создавать панно, живописные работы
|
Коллективная работа
|
Симметрия, живописи, графике, скульптуре
|
|
19
|
Образ художественной культуры Японии.
|
|
|
Листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть, презентация.
|
Изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор).
|
Знать основные признаки японской культуры.
Уметь передавать характерные черты японского рисунка.
|
Самостоятельная работа
|
|
|
20
|
Образ человека, характер одежды в японской культуре.
|
|
|
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры |
Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение людей.
|
Жанр портрета
|
|
21
|
Японские праздники: «Праздник цветения вишни».
|
|
|
|
большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.
|
Коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем».
|
|
Коллективная работа
|
|
|
22
|
Образ художественной культуры
Средневековой Западной Европы.
|
|
|
Комбинированный
|
Презентация, большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, карандаши, ножницы, клей.
|
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке
|
Уметь использовать цвето вой контраст и гармонию цветовых оттенков.
|
Самостоятельная работа
|
Работа с тушью
|
|
23
|
Образ человека, характерные черты одежды Средневековой Западной Европы.
|
|
|
Жанры изобразительного искусства (портреты). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений |
Знать известные центры народных художественных ремесел России.
|
Готическое искусство
|
|
24
|
Средневековая
Архитектура Западной Европы.
|
|
|
Образ готического храма. Готические витражи. Портал храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города. |
Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета
|
|
|
25
|
Образ художественной культуры Средней Азии.
|
|
|
Картон, цветная бумага, клей, ножницы.
|
Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Купольные сооружения — мавзолеи. Торговая площадь — шумный, пестрый восточный базар.
|
Уметь воссоздать образ древнего среднеазиатского города — аппликация на цветной бумаге или создание макета основных архитектурных построек.
|
Виды аппликации
|
|
26
|
Многообразие художественных культур в мире.
|
|
|
|
Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов
|
Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи
|
Работа с пастелью
|
|
|
|
Искусство объединяет народы - 8ч.
|
|
27
|
Все народы
воспевают
материнство.
|
|
|
Комбинированный
|
гуашь (пастель), кисти, бумага, презентация
|
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции
|
Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека
|
Самостоятельная работа
|
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности
|
|
28
|
Все народы воспевают мудрость старости.
|
|
|
гуашь или мелки, пастель, бумага, презентация автопортретов: Рембрандта, Леонардо да Винчи, Эль Греко, В. Тропинина. |
Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе
|
Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства
|
Самостоятельная работа
|
Лучшие произведения художников
|
|
29-30
|
Сопереживание- великая тема искусства.
|
|
2
|
Комбинированный
|
гуашь (черная или белая), кисти, бумага.
|
Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции
|
Знать термины «эмблема», «символ».
Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета
|
Работа с пастелью
|
|
31-32
|
Герои, борцы и защитники.
|
|
2
|
пластилин, стеки, дощечка, гуашь кисти, бумага, презентация «памятники героям разных народов».
|
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа
|
Знать известные центры художественных ремесел России.
Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства
|
Жанр портрета
|
|
33
|
Юность и надежды.
|
|
|
Комбинированный
|
гуашь или мелки, бумага, презентация «Портреты детей»
|
Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности
|
Знать известные центры художественных ремесел России.
Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи
|
Самостоятельная работа
|
Жанр портрета
|
|
34
|
Искусство народов мира. Обобщение по теме « Искусство объединяет народы».
|
|
|
бумага для оформления работ, клей, ножницы, музыка. |
Предварительные наброски и первоначальный схематичный эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино
|
Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства
|
Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|