№ п/п
|
Тема урока
|
Ко-во часов
|
Тип урока
|
Элементы содержания
|
Учебно-творческое задание
|
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
|
Вид контроля
|
Элементы дополнительного (необязательного) содержания.
|
Домашнее задание
|
ИКТ (информационное обеспечение урока)
|
Дата
|
план
|
факт
|
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов).
|
1
|
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
|
1
|
Урок изучения новых знаний.
|
Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы.
|
Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
|
Знать:
- виды изобразительного искусства; - художественные материалы и их выразительные возможности.
|
Устный опрос. Практическая работа.
|
-
|
Подобрать зрительный материал с видами искусств.
|
Мультимедийная презентация «Виды изобразительного искусства».
|
|
|
2
|
Рисунок – основа изобразительного творчества.
|
1
|
Урок формирования новых умений.
|
Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы.
|
Зарисовка с натуры отдельных растений (произрастающих на территории Тульской области), не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.).
|
Знать:
- виды рисунка;
- графические материалы.
Уметь пользоваться графическими материалами.
|
Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.
|
Академический рисунок. Рисунок гипсовых тел.
|
Наброски с натуры комнатных растений.
|
Мультимедийная презентация «В. Серов. Графика.».
|
|
|
3
|
Линия и её выразительные возможности.
|
1
|
Урок формирования новых умений.
|
Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения.
|
Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав (произрастающих на территории Тульской области), которые колышет ветер (линейный ритм).
|
Знать:
- ритм линий;
- роль ритма.
Уметь использовать выразительные средства туши.
|
Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.
|
Штриховка. Виды штриховки.
|
Наблюдения за тем, где встречаются линии в природе.
|
Мультимедийная презентация. Работа на компьютере.
|
|
|
4
|
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
|
1
|
Комбинированный.
|
Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Линия и пятно.
|
Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
|
Знать понятия силуэт, тон, ритм.
Уметь: пользоваться графическими материалами;
- видеть и передавать характер освещения.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
-
|
Наброски с натуры деревьев с передачей тоновых отношений.
|
Мультимедийная презентация. Работа на компьютере в программе Paint.
|
|
|
5
|
Цвет. Основы цветоведения.
|
1
|
Комбинированный.
|
Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.
|
Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета.
|
Знать основные и составные цвета;
- тёплые и холодные цвета.
Уметь использовать выразительные средства гуаши.
|
Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст.
|
Наблюдения за цветом предметов, которые окружают нас в быту.
|
-
|
|
|
6
|
Цвет в произведениях живописи.
|
1
|
Урок изучения новых знаний.
|
Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи.
|
Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д..
|
Знать понятия:
локальный цвет,тон, колорит, гармония цвета. Уметь активно воспринимать произведения искусства.
|
Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».
|
Художники-импрессионисты.
|
Подобрать материал с объёмными изображениями.
|
Мультимедийная презентация «Художники-импрессионисты».
|
|
|
7
|
Объёмные изображения в скульптуре.
|
1
|
Урок изучения новых знаний.
|
Выразительные возможности объёмного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства.
|
Объёмные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин (по выбору учащихся).
|
Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.
Уметь владеть приёмами лепки.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
Художники-анималисты.
|
Найти иллюстрации с мелкой пластикой.
|
Мультимедийная презентация «Художники-анималисты».
|
|
|
8
|
Основы языка изображения.
|
1
|
Урок обобщения и систематизации.
|
Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие, зрительские умения».
|
Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина.
|
Знать виды изобразительного искусства.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.
|
Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках.
|
-
|
Наблюдения за окружающим нас миром.
|
-
|
|
|
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов).
|
9
|
Реальность и фантазия в творчестве художника.
|
1
|
Комбинированный.
|
Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.
|
Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства?
|
Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.
Уметь понимать особенности творчества великих русских художников.
|
Выступления с анализом произведений, выполненных известными художниками.
|
-
|
Подобрать иллюстрации натюрмортов.
|
Мультимедийная презентация «Контраст языка изображения в произведениях искусства».
|
|
|
10
|
Изображение предметного мира – натюрморт.
|
1
|
Комбинированный.
|
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта.
|
Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация.
|
Знать:
- основные этапы развития натюрморта;
- имена выдающихся художников в жанре натюрморта.
Уметь составлять композицию натюрморта.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
-
|
Подобрать иллюстрации с натюрмортами.
|
Мультимедийная презентация «Жанр в изобразительном искусстве: натюрморт».
|
|
|
11
|
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
|
1
|
Комбинированный.
|
Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Выразительность формы.
|
Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллепипед, пирамида).
|
Знать:
- понятие формы;
- правила изображения и средства выразительности.
Уметь конструировать из бумаги.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
-
|
Наброски с натуры простых по форме предметов быта.
|
-
|
|
|
12
|
Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива.
|
1
|
Комбинированный.
|
Плоскость и объём. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.
|
Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объёма графическими средствами (карандаш).
|
Знать:
- правила объёмного изображения геометрических тел;
- понятие ракурса.
Уметь изображать в перспективе объём геометрических тел.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
-
|
Наблюдения за одним и тем же предметом при разном освещении.
|
Мультимедийная презентация «Изображение геометрических тел».
|
|
|
13
|
Освещение. Свет и тень.
|
1
|
Урок формирования новых умений.
|
Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс.
|
Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и чёрной гуаши.
|
Знать понятия свет, блик, рефлекс.
Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объёма.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
-
|
Подобрать иллюстрации с изображением натюрморта в графике.
|
-
|
|
|
14
|
Натюрморт в графике.
|
1
|
Урок изучения новых знаний.
|
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте.
|
Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне.
|
Знать понятие гравюра и её свойства.
Уметь работать графическими материалами.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
-
|
Зарисовки с натуры одного предмета (стакан, кастрюля и т.п.).
|
Мультимедийная презентация «Гравюра. Офорт.».
|
|
|
15
|
Цвет в натюрморте.
|
1
|
Урок формирования новых умений.
|
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.
|
Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т.д..
|
Знать имена художников и их произведения.
Уметь передавать цветом в натюрморте настроение.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
-
|
Подготовить свои работы к итоговой выставке.
|
Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи».
|
|
|
16
|
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).
|
1
|
Урок обобщения и систематизации изученного.
|
Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве 19-20 веков. Жанр натюрморта и его развитие.
|
Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
|
Знать имена художников и их произведения.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.
|
Выступления с анализом произведений, выполненных на уроках.
|
-
|
-
|
Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи».
|
|
|
Вглядывась в человека. Портрет (11 часов).
|
17
|
Образ человека – главная тема искусства.
|
1
|
Урок формирования новых знаний.
|
Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете.
|
Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет.
|
Знать имена выдающихся художников и их произведения.
Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.
|
Выступления с анализом произведений известных художников.
|
-
|
Подобрать зрительный ряд с изображением человека.
|
Мультимедийная презентация «Человек в истории искусства».
|
|
|
18
|
Конструкция головы человека и её пропорция.
|
1
|
Урок изучения новых знаний.
|
Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица., мимика. Пропорции лица человека.
|
Работа над изображением головы человека с соотнесёнными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т.д.).
|
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
|
Творческое обсуждение работ.
|
Академический рисунок черепа и обрубовочнойголовы (гипс).
|
Подобрать зрительный ряд с изображением головы человека.
|
Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике».
|
|
|
19
|
Изображение головы человека в пространстве.
|
1
|
Комбинированный.
|
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека.
|
Объёмное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы.
|
Знать закономерности конструкции головы человека.
Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
Академический рисунок.
|
Принести фотографию друга или любимого актёра, певца, художника и т.п..
|
-
|
|
|
20
|
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.
|
1
|
Комбинированный.
|
Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.
|
Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение.
|
Уметь
- передать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете;
- пользоваться графическими материалами.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
-
|
Подобрать репродукции с изображением скульптурных портретов.
|
Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике».
|
|
|
21
|
Портрет в скульптуре.
|
1
|
Комбинированный.
|
Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры.
|
Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки.
|
Знать:
- выразительные возможности скульптуры;
- особенности лепки пластическим материалом.
Уметь работать с пластическим материалом (пластилином, глиной).
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
Жизнь и творчество О.Родена.
|
Подобрать комические изображения человека.
|
Мультимедийная презентация «Человек в скульптуре».
|
|
|
22
|
Сатирические образы человека.
|
1
|
Урок изучения новых знаний.
|
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве.
|
Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся).
|
Знать
Сходство и различия карикатуры и дружеского шаржа.
Уметь
Подмечать и изображать индивидуальные особенности.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
Комиксы и дружеские шаржи. Сходство и различия.
|
Присмотреться к лицам родных и близких людей. Подобрать репродукции портретов.
|
Мультимедийная презентация. Работа на компьютере в программе Paint.
|
|
|
23
|
Образные возможности освещения в портрете.
|
1
|
Комбинированный.
|
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия при различном освещении.
|
Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.
|
Знать:
- приёмы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете;
- контрастность освещения.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
-
|
Подготовить сообщение о творчестве художника-портретиста.
|
Мультимедийная презентация «Роль освещения в портрете».
|
|
|
24
|
Портрет в живописи.
|
1
|
Урок изучения новых знаний.
|
Роль и место портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в разные эпохи.
|
Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников технике акварельной живописи.
|
Знать:
- типы портретов (парадный, конный и т.д.);
- имена художников и их выдающиеся произведения.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
Портрет на фоне пейзажа. «Мона Лиза (Джоконда)».
|
Подготовить сообщение о творчестве художника-портретиста.
|
Мультимедийная презентация «Портрет в живописи».
|
|
|
25-26
|
Роль цвета в портрете.
|
2
|
Комбинированный.
|
Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура.
|
Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека – члена семьи, друга (по выбору учащихся).
|
Знать определение цвета и тона в живописи.
Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
Биография и творчество Рембрандта.
|
Подобрать репродукции портретов с картин известных художников.
|
Мультимедийная презентация «Цвет и живописная натура».
|
|
|
27
|
Великие портретисты (обобщение темы).
|
1
|
Урок обобщения и систематизации изученного.
|
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.
|
Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
|
Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.
Уметь выражать своё мнение о произведениях искусства.
|
Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках.
|
Художники-портретисты Тульского региона.
|
Подобрать репродукции картин с изображением пейзажей.
|
Выставка графических и живописных работ учащихся.
|
|
|
Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 часов).
|
28
|
Жанры в изобразительном искусстве.
|
1
|
Урок изучения новых знаний.
|
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве.
|
Беседа «Изменение видения мира в разные эпохи». Тематическая картина.
|
Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж (исторический, бытовой, батальный и другие).
|
Аргументированно анализировать картины, написанные в разных жанрах.
|
Творчество художников Тульской области.
|
Зарисовки с натуры.
|
Мультимедийная презентация «Жанры изобразительного искусства».
|
|
|
29
|
Изображение пространства.
|
1
|
Урок формирования новых умений.
|
Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятие точки зрения.
|
Беседа «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве 20 века».
|
Знать понятия точка зрения и линия горизонта.
Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
-
|
Подобрать иллюстративный материал с изображением пространства художников Тульской области.
|
Мультимедийная презентация «Виды перспективы».
|
|
|
30
|
Правила линейной и воздушной перспективы.
|
1
|
Урок практического применения знаний, умений.
|
Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота.
|
Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2-3 цветов.
|
Знать правила воздушной перспективы.
Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
-
|
Подобрать иллюстративный материал с использованием правил линейной и воздушной перспективы.
|
Мультимедийная презентация «Линейная и воздушная перспективы».
|
|
|
31
|
Пейзаж. Организация изображаемого пространства.
|
1
|
Урок практического применения знаний.
|
Пейзаж – как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж.
|
Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись.
|
Знать правила линейной и воздушной перспективы.
Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
-
|
Подобрать иллюстративный материал с изображением пейзажа.
|
Мультимедийная презентация «Пейзаж в искусстве разных народов».
|
|
|
32
|
Пейзаж-настроение. Природа и художник.
.
|
1
|
Урок практического применения знаний.
|
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Колорит.
|
Создание пейзажа-настроения – работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.
|
Знать особенности роли колорита в пейзаже-настроении.
Уметь применять средства выражения – характер освещения, цветовые отношения.
|
Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы.
|
Биография и творчество художника – мариниста И.Айвазовского.
|
Подобрать иллюстративный материал, отражающий пейзаж-настроение.
|
Мультимедийная презентация «Пейзаж и творчество импрессионистов и русских художников 19 века».
|
|
|
33
|
Городской пейзаж.
|
1
|
Урок практического применения знаний.
|
Разные образы города Тулы в истории искусства и в российском искусстве 20 века.
|
Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликацией на картоне.
|
Знать правила линейной и воздушной перспективы.
Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.
|
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
|
-
|
Подобрать иллюстративный материал на тему «Сельский пейзаж».
|
Мультимедийная презентация «Пейзажи 17 – начала 20 века».
|
|
|
34
|
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
|
1
|
Урок обобщения и систематизации изученного.
|
Обобщение материала по темам и года. Повторение жанров изобразительного искусства.
|
Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы.
|
Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.
|
Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года.
|
-
|
Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям (по желанию).
|
-
|
|
|